Дифференциация звуков

Дифференциация звуков – это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Производится обязательно, когда ребенок заменяет один звук другим.
И по правде сказать, этим процессом – дифференциацией звуков, пренебрегают чаще всего по самым разным причинам: нехватке времени, кажущейся неактуальности ( звуки поставлены, а то, что они в сознании ребенка очень близки и смешиваются – так глубоко частенько не копают).

Такой поверхностный подход приводит к тому, что в самых явных вариантах звуки продолжают взаимозаменяться в письменной речи ребенка, в скрытых формах – так или иначе, влияют на фонематический слух ребенка.

Дифференциацию звуков Р и Л, С и Ш обычно проводят – речевой материал для такой работы есть в любом логопедическом пособии, а вот материала для различения других пар, менее распространенных звуков днем с огнем не найдешь.

Логопеду приходится подбирать и выискивать картинки и самому придумывать задания.

Следующим роликом я начинаю серию видеоуроков по дифференциации звуков и известных, и менее популярных пар, таких, например, как звуки С и Ф.

Звуки С и Ф заменяются у детей 2-3 лет, с поздним началом речи, с задержками развития речи. Эти два звука отличаются местом образования. Ребенку надо объяснить различия в их артикуляции так, чтобы ему было понятно.

При Ф “работают губки” (вернее нижняя губа касается верхних зубов), при С – “язычок” (он упирается в нижние зубы).

Для ребенка можно использовать картинки схемы: губы и язык. Или, если ребенок уже знает буквы, то не изобретать Америку, а сразу использовать в качестве графической визуальной зацепки – буквы С и Ф, что я и делаю в своем ролике.

Если ребенок не знает букв и испытывает сложности в их запоминании, спрашивайте его “какую песенку ты слышишь в слове – мы свистим или фыркаем”? Хотя картинки-символы или буквы прибавляют к нашим объяснением еще один анализатор – зрительный, что для детей с нарушенным фонематическим слухом бесценно.

А то, что у вас нарушен фонематический слух в той или иной мере – явно, если малыш путает звуки и меняет их один на другой.

Еще одна оговорка перед заданием: скорость сменяющих друг друга картинок – подходит для быстрого безошибочного узнавания нужного звука. Если вас требуется гораздо больше времени на определение звука – придется вам останавливать каждый кадр и разбираться с каждым словом. Зато, после нескольких тренировок, вы сможете выполнить задание в хорошем темпе, что и будет означать, что слух малыша различает звуки С и Ф в словах.

Автор: Казачук Наталия

БЛого-видео, Звукопроизношение

Буду благодарна, если вы поделитесь этой статьей с друзьями:

Нет комментариев

Оставить комментарий или два

Имя *

Почта *

Сайт

Besucherzahler looking for love and marriage with russian brides