Виды и причины дислексии

Дислексия: причины возникновения

Главное, что отличает человека от всех остальных существ на нашей планете, – это речь.

Для того чтобы быть полноценным членом общества, необходимо грамотно владеть всеми ее видами: звуковой (устной), письменной и внутренней, отвечающей за развитие нашего мышления.

К сожалению, многие взрослые и дети испытывают трудности в приобретении этого, казалось бы, простейшего навыка. Во многих случаях причиной не является нежелание быть грамотным.

Существуют люди, страдающие дислексией – избирательным нарушением процесса чтения, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках.

Считается, что это обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах чтения.

Виды дислексии у детей

Существует несколько видов таких нарушений:
1. Фонематическая дислексия (греч. «фонема» – звук). Наиболее
распространенная форма среди младших школьников, связанная
с недоразвитием функции фонематической системы. Ребенок с
такой формой дислексии не определяет похожие звуки на слух и
смешивает их (особенно это касается шипящих в словах вроде «коза
– коса»). Также у них наблюдается чтение по буквам и структурное
звукоискажение: пропуски букв, перемена их местами, вставки
посторонних звуков.
2.Семантическая дислексия (греч. «сема» – знак ), или так
называемое механическое чтение. Проявляется в нарушении
понимания и запоминания прочитанного. Существует две причины
механического чтения: трудностями в складывании слогов в
слова и нечетким представлением о синтаксической связи слов в
предложении, когда слова в тексте воспринимаются отдельно друг
от друга.
3. Агграматическая дислексия. Характерна для детей с системным
недоразвитием речи. В процессе чтения ребенок коверкает
падежные и числительные окончания, не согласовывает слова в
роде, числе и падеже и тому подобное. Естественно, также он и пишет…
4. Оптическая дислексия. Люди с таким видом дислексии не способны
различать знаки, отличные одним графическим элементом
(например, «В – 3», «И – М»).
5. Мнестическая дислексия (греч. «мнесис» – память, воспоминание).
Это нарушение характеризуется неспособностью усвоить
правильные соответствия звуков и букв.
Так как точные причины причины возникновения дислексии у детей пока не были выявлены, вопрос о ее коррекции висит в воздухе, ведь только детей, страдающих от нее, насчитывают от 5 до 10 процентов.

Не так давно в Лейпциге ученые Института Макса Планка, проводящие исследования мозговой и когнитивной деятельности человека, сделали большой шаг вперед в изучении характера дислексии.
Они проанализировали важные механизмы нервной деятельности, которые лежат в основе влияния на развитие речи. Их работа показала, что многие речевые нарушения, в том числе связанные с процессом чтения, возможно, являются следствием дисфункции медиального коленчатого тела в таламусе – области головного мозга, отвечающей за перераспределение информации от органов чувств (за исключением обоняния) к коре головного мозга.

Есть надежда, что более детальные исследования ученых из Лейпцига позволят их мировым коллегам в области медицины собрать воедино все существующие до сих пор предположения воедино и воссоздать полную картину причин и лечения дислексии.

А пока, хоть и разрабатываются современные логопедические программы, которые в перспективе повлияют на обучение чтению людей с подобными нарушениями, самым действенным способом облегчить жизнь ребенку с дислексией – это грамотная профилактика нарушения – еще до школы!

Иногда, уже в три-четыре года можно увидеть признаки будущей дислексии у ребенка и работать над их преодолением заранее, пока еще школа не поставили перед таким ребенком своих, увы, для него невыполнимых задач.

Автор: Казачук Наталия

Новости

Буду благодарна, если вы поделитесь этой статьей с друзьями:

Нет комментариев

Оставить комментарий или два

Имя *

Почта *

Сайт

Besucherzahler looking for love and marriage with russian brides