Развитие фонематического слуха

Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха никак не может носить разовый характер.

Нарушение фонематического слуха представляется мне очень серьезной проблемой речевых детей, что идеальным вариантом будет включение игр и заданий на развитие фонематического слуха в конспект каждого логопедического задания вплоть до поступления в школу.

Что же такое этот загадочный фонематический слух – приходится повторять родителям снова и снова.

Фонематический слух – это…

Существует физический слух, музыкальный и фонематический. Последний – это способность человека слышать и различать фонемы.

При несформированности подобного звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а нечто приблизительное. В самом сложном случае – лишь интонационную мелодику высказывания. А следовательно, и запомнит, повторит, а потом и напишет то, что услышал, с большими или меньшими ошибками.

В ситуации нарушенного фонематического слуха ребенок – немного иностранец, который не поймет высказывание на языке, пусть даже учит его, если оно произнесено быстро и невыразительно.

Из этого объяснения и рождается самое первое правило для родителей речевых детей – говорить медленно, четко, даже утрированно! Как для иностранца или инопланетянина…

Чаще всего нарушение фонематического слуха ярко проявляется по отношению к определенным звукам:  С-Ц, С-Ш, Ш-Ж,  но сейчас все чаще стали нарушаться и звуки раннего онтогенеза:, путаться и взаимозаменяться – Т-К, М-Н, В-Ф, Ф-С и т.д.

Развитие фонематического слуха у дошкольников – ювелирная работа и проводится поэтапно.

Формирование фонематического слуха

I этап. Неречевые звуки.

Начинают с неречевых звуков: дети учатся узнавать игрушки , предметы и музыкальные инструменты по звучанию.

II этап. Направление, сила и тембр голоса.

Усложняя задания, просят детей определить направление звука, его силу и тембр. На практике это не трудно.

Берут, скажем, две игрушки – большого и маленького мишек. И ребенок, отвернувшись, должен угадать какой медвежонок его звал – грубым голосом большой или тоненьким – маленький.

Ролевые сказки, такие как Колобок или Теремок тоже можно использовать в этих же целях, прося ребят угадать по голосу – кто из героев говорит.

III этап. Формирование слухового внимания.

Здесь обычно используют игру «Правильно-неправильно», обучая детей реагировать на чужие ошибки.

Логопед называет слова правильно и с заменой некоторых звуков, дети подают любой знак – хлопают, топают, если правильно:

тапки-папки-лапки-тапки-запки-сапки-тапки и т.д.

IV этап. Формирование фонематического слуха с опорой на гласные звуки.

Тщательным образом объясняется артикуляция каждого звука, к каждому звуку подбирается и закрепляется картинка-символ, например: У – поезд гудит, И – мышка пищит.

Я привожу пример видео задания на различение гласных И- Ы в словах. Использую и картинки-символы, и буквы для зрительного анализатора. Ребенок показывает нужную картинку и букву, в зависимости от услышанного звука.

V этап. Формирование фонематического слуха с опорой на согласные звуки.

Опять видео пример. Так наглядней и для детей, и для взрослых. По моим роликам родители с удовольствием закрепляют дифференциацию звуков дома.

 

Понятно, что я перечисляю в статье эти этапы коротко. Подробно развитие фонематического слуха могло бы вылиться в целый сайт или курс на эту тему.

Итак, после работы с согласными развитие фонематического слуха плавно переходит в развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Игры на развитие фонематического слуха на данном этапе могут быть такими:

1. Определение наличия выбранного для работы звука в слове.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

6. Определение места выбранного звука в слове: начало, середина, конец.

- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

- построение моделей (схем).

Данные схемы полностью моделируют процессы, необходимые для письма – услышать, распознать все звуки в слове в определенной последовательности и зашифровать их в другом виде. В схемах – в виде специальных обозначений, а при письме шифровка заключается в переводе звука в его графический эквивалент – букву!

Вообще, развитие фонематического слуха так важно, что обязательно должны быть консультации для родителей, где бы проблема доносилась до понимания взрослых. Ведь, ощущение, что правильное звукопроизношение – это достаточная причина логопеда больше не посещать – обманчиво. В школьной жизни нарушенный фонематический слух послужит возникновению ошибок чтения и письма, которые можно предотвратить в дошкольном возрасте.

Автор: Казачук Наталия

Новости

Буду благодарна, если вы поделитесь этой статьей с друзьями:

6 коммент.

Ирина

15th Июнь 2013 at 5:40    

avatar

Хорошие занятия. Маме можно и к логопеду не водить ребенка, самой дома по этим урокам заниматься.

Vikavi

15th Июнь 2013 at 9:00    

avatar

Спасибо большое! Очень информативная статья! Столько логопедических занятий по развитию фонематического слуха!

Doctor Anna

15th Июнь 2013 at 15:01    

avatar

Очень удобно, что можно дома заниматься с детишками, большое спасибо за полезную информацию!

Елена

16th Июнь 2013 at 8:15    

avatar

Просто замечательные занятия по развитию фонематического слуха. Для родителей очень важно знать, что ребенок с речевым расстройством требует особого внимания и достаточного количества времени, которое необходимо ему уделить.

Татьяна

16th Июнь 2013 at 9:44    

avatar

Я когда читала сказки деткам наших кумовей, то как-то непроизвольно читала по ролям, с разной интонацией на каждого персонажа. Скорее всего потому, что мне так в детстве читали. Интересные занятия и полезные. Спасибо!

admin

17th Июнь 2013 at 15:46    

avatar

Да, Татьяна, так и надо читать. Представляете, как вредны с этой позиции американские мультики, продублированные одним монотонным голосом!

Оставить комментарий или два

Имя *

Почта *

Сайт

Besucherzahler looking for love and marriage with russian brides