Языковое чутье у дошкольников

Как развить языковое чутье у дошкольников? Вопрос очень важный и актуальный!

На своих логопедических занятиях я прилагаю много усилий для развития у малышей языкового чувствования.

А, чтобы убедить вас, приведу образные слова К.Д. Ушинского: “Дар слова есть сила, врожденная душе человека, и, как всякая сила, телесная или душевная, крепнет и развивается не иначе как от упражнений».

Что же такое языковое чутьё?

Языковое чутье (языковая интуиция, чувство языка) – это полезнейшее умение понимать строение слов, смысл не только всего слова, но и его частей – корня, приставки, суффикса, угадывать интуитивно смысл незнакомого слова, неологизма.

Ребёнок с развитым чувством языка и сам придумывает “новые слова” и схватывает на лету смысл новых, незнакомых ему доселе слов. А школьник с развитой языковой интуицией напишет слово правильно, даже не зная правила.

Развитие языкового чутья на логопедических занятиях – процесс очень творческий и интересный!

Я создала серию видеозаданий, подобрав для тренировки слова “говорящие”, понятные детям названия цветов, растений, грибов, насекомых. Задания помогут детям запомнить алгоритмы создания слов и не только запомнить, но и использовать их в своем речевом общении.

Почему нас так назвали?

Очень многим жукам люди дали названия-уточнения, поясняющие когда и откуда жук появился: например, майский жук (появляется в мае) или колорадский жук ( завезен из Колорадо).

Другие жуки в представлении людей похожи на каких-то других живых существ: таковы жук-носорог, жук-олень, жук-черепаха…

Названия жуков по их действиям:  жук-скакун – скачет, жук-брызгун – брызгается ядовитой жидкостью, жук-короед – кору ест, жук-листоед – ест листья…

Многих бабочек назвали по цвету их крыльев – белянки, голубянки, многоцветницы – угадать их имена не трудно! Какие-то бабочки в своих названиях подчеркивают схожесть с животными: есть бабочка-медведица и бабочка-совка…

В названиях цветов фантазия народа разыгралась по полной: как точно подмечено сходство львиного зева с открытой пастью льва, венериного башмачка с миниатюрными туфельками, а кошачьи лапки – не название,  а шедевр!

А вот ягоды, названия которым цвет дал: голубика, черника , даже брусника от слова «брус» —  красный. Калина – словно раскаленная, а от рябины – рябит в глазах!

Как же обойтись в нашей подборке без названий грибов: они почти все “говорящие” – даже предупреждают о том, ядовит ли или съедобен гриб – мухомор, поганка, сыроежка…

Просмотрев эти развивающие видеозадания, теперь “настройтесь” везде и всюду отыскивать такие слова, объяснять названия предметов, догадываться о их свойствах и быть внимательными и чуткими к окружающим вас словам!

Автор: Казачук Наталия

Новости

Буду благодарна, если вы поделитесь этой статьей с друзьями:

4 коммент.

Надежда

12th Июль 2014 at 12:45    

avatar

Здравсвуйте, Наталия! Спасибо за Ваш труд, за прекрасные презентации, умные и “говорящие”. Мы с детьми с удовольствием их посмотрели. Есть ли у Вас что-либо по родственным словам (однокоренным)? С уважением Надежда

admin

14th Июль 2014 at 7:08    

avatar

Спасибо, Надежда! Да, у меня много материала по родственным словам – это интересная тема! Большинство видео по ней собрано в статье: http://www.logoped.rationally.ru/odnokorennye-slova-russkogo-yazyka/

Ирина

1st Декабрь 2014 at 11:49    

avatar

Спасибо Наталия вам за ваш творческий труд, презентации супер!!! А есть ли у вас презентации на зимнию тему, зимние слова? С уважением Ирина.

admin

19th Май 2015 at 10:20    

avatar

Спасибо, Ирина! Есть статья с подборкой заданий на тему “Зима”: http://www.logoped.rationally.ru/logopedicheskoe-zanyatie-na-temu-zima/

Буду рада, если найдёте что-то интересное для себя.

Оставить комментарий или два

Имя *

Почта *

Сайт

Besucherzahler looking for love and marriage with russian brides