Творительный падеж существительных

Творительный падеж суще­стви­тель­ных — это кос­вен­ный падеж, кото­рый обо­зна­ча­ет объ­ект, инстру­мент, с помо­щью кото­ро­го совер­ша­ет­ся дей­ствие, или раз­лич­ные обсто­я­тель­ства дей­ствия (вре­мя, место и пр.) и отве­ча­ет на вопро­сы кем? чем?

Узнаем, что такое тво­ри­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, какие име­ет зна­че­ния и грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, с каки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ет­ся в рус­ском язы­ке. Приведем типич­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа, по кото­рым мож­но его узнать сре­ди дру­гих форм слов.

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак име­ни суще­стви­тель­но­го. С его помо­щью выра­жа­ет­ся грам­ма­ти­че­ские отно­ше­ния имён суще­стви­тель­ных с дру­ги­ми сло­ва­ми в сло­во­со­че­та­нии или в пред­ло­же­нии.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, сре­ди кото­рых толь­ко один пря­мой падеж. Его назы­ва­ют име­ни­тель­ным (от сло­ва «име­но­вать»). Слово в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа явля­ет­ся под­ле­жа­щим. Остальные паде­жи назы­ва­ют кос­вен­ны­ми. Слова в фор­ме кос­вен­ных паде­жей высту­па­ют в роли вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния и упо­треб­ля­ют­ся без пред­ло­гов и с пред­ло­га­ми.

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кро­ме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, соглас­но
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Творительный падеж — это кос­вен­ный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го, кото­рый обо­зна­ча­ет объ­ект, инстру­мент дей­ствия или раз­лич­ные обсто­я­тель­ства дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы кем? чем?

Творительный падеж

Чтобы обра­зо­вать тво­ри­тель­ный падеж суще­стви­тель­но­го вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «гор­жусь», «инте­ре­су­юсь», «любу­юсь»:

  • гор­жусь (кем?) бра­том,
  • инте­ре­су­юсь (чем?) кни­гой,
  • любу­юсь (чем?) живо­пи­сью.

Окончания творительного падежа существительных

Окончания суще­стви­тель­ных в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла свя­за­ны с их родом и с при­над­леж­но­стью к 1, 2 и 3 скло­не­нию.

Падежные окончания в творительном падеже

Существительные муж­ско­го, жен­ско­го и обще­го рода пер­во­го скло­не­ния с твер­дой и мяг­кой осно­вой име­ют окон­ча­ния -ой, -ей.

Для суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния харак­тер­ны окон­ча­ние -ом/-ём после твер­дых и мяг­ких соглас­ных и без­удар­ное окон­ча­ние -ем после мяг­ких соглас­ных и шипя­щих.

У суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния выде­лим окон­ча­ние -ю.

Понаблюдаем:

1 скло­не­ние

  • дядя — дя́дей
  • мама — мамой
  • зади­ра — задирой

2 скло­не­ние

  • город — городо́м
  • гвоздь — гвоздём
  • изве­стие — изве́стием
  • мякиш — мя́кишем
  • обруч — о́бручем

3 скло­не­ние

  • вещью — вещью
  • фасоль — фасолью

Множественное чис­ло

В фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ные име­ют окон­ча­ние -ами после твер­дых соглас­ных и шипя­щих, -ями — после мяг­ких соглас­ных:

  • кни­ги — книгами
  • вещи — вещами
  • дере­вья — деревьями

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные

У раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных окон­ча­ние сов­па­да­ет с флек­си­ей суще­стви­тель­ных един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния:

  • путь — путём
  • бре­мя — бре­менем
  • пла­мя — пла­менем

Существительное «дитя» име­ет вари­ант­ные окон­ча­ния:

дитя — дитятей, дитятею.

Творительный падеж имен суще­стви­тель­ных име­ет мно­же­ство зна­че­ний. Укажем основ­ные из них.

Значение творительного падежа

Творительный падеж суще­стви­тель­ных сво­им назва­ни­ем обя­зан древ­не­рус­ском гла­го­лу «тво­ри­ти», кото­рый управ­лял сло­ва­ми с пред­мет­ным зна­че­ни­ем. Этот кос­вен­ный падеж, в первую оче­редь, обо­зна­чал инстру­мент или пред­мет, с помо­щью кото­ро­го дей­ству­ет субъ­ект:

  • при­бить молот­ком,
  • сре­зать пилой,
  • мах­нуть голо­вой,
  • уда­рить кула­ком,
  • напи­сать руч­кой.

Творительный падеж обо­зна­ча­ет заня­тие субъ­ек­та, его про­фес­сию, увле­че­ние чем-либо:

  • рабо­тать мед­сест­рой,
  • зани­мать­ся музы­кой,
  • увле­кать­ся фут­бо­лом,
  • хочет стать про­грам­ми­стом.

Существительные в фор­ме это­го кос­вен­но­го паде­жа упо­треб­ля­ют­ся как без пред­ло­га, так и с раз­лич­ны­ми пред­ло­га­ми.

Предлогис, со, над, под, перед, за, меж­ду

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние тво­ри­тель­но­го паде­жа имён суще­стви­тель­ных.

С пред­ло­гом «с» этот кос­вен­ный падеж обо­зна­ча­ет лицо или пред­мет, участ­ву­ю­щий в сов­мест­ном дей­ствии:

  • гулять (с кем?) с малы­шом,
  • прий­ти (с чем?) с цве­та­ми,
  • раз­го­ва­ри­вать с сест­рой,
  • пла­вать с детьми,
  • плов с гри­ба­ми.

Словоформы с пред­ло­гом «с» име­ет зна­че­ние цели дей­ствия:

  • обра­тить­ся с прось­бой,
  • прий­ти с жало­бой,
  • явить­ся с повин­ной.

Предлоги «над», «под», «за», «меж­ду», «перед» помо­га­ют офор­мить про­стран­ствен­ные зна­че­ния паде­жа:

  • спря­тать­ся под кро­ва­тью,
  • летать над полем,
  • нахо­дить­ся за углом,
  • ходить меж­ду ряда­ми,
  • сто­ять перед зда­ни­ем.

Предлог «перед» созда­ет вре­мен­ное зна­че­ние тво­ри­тель­но­го паде­жа:

  • про­стить­ся перед отъ­ез­дом,
  • дать экза­мен перед рас­пре­де­ле­ни­ем,
  • смот­реть пере­да­чу перед обе­дом.

Видеоурок

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: