Стих М. Ю. Лермонтова «Валерик»: анализ и содержание

В 1840 году М. Ю. Лермонтов был повторно выслан на Кавказ. Вторая ссылка для поэта в творческом плане была довольно продуктивной. Именно в ней был написан стих Лермонтова — «Валерик». Анализ и краткое содержание этого произведения можно использовать на уроке русской литературы в 11 классе, это позволит ученикам лучше подготовиться к сочинению.

Стих М. Ю. Лермонтова «Валерик»

История написания

Черновой вариант был привезен одним из родственников Лермонтова в Москву, в это время поэт уже умер. Копию стихотворения передал князь Голицын русскому публицисту Самарину. Отчего существует две гипотезы написания стиха:

  1. Июль 1840 г. — создание произведения тут же после сражения возле реки Валерик.
  2. 1841 год — уже при нахождении писателя в Пятигорске.

Какое время написания является точным, доподлинно неизвестно.

СражениЕ при реке Валерик

Стих посвящается сражению при реке Валерик. Писатель непосредственно принимал участие в этой битве, и именно по этой причине ему с легкостью дается описание произошедших военных действий. Читатель как бы оказывается вместе с автором на Кавказе, может наблюдать, как солдаты находятся в полевых условиях, молятся, отдыхают.

Такая структура выбрана неспроста — с помощью изображения военных событий писатель открывает перед любимой девушкой и читателем свои чувства, указывает, что в жизни все может хитро перекликаться. Безответная любовь переплетается с далекой ссылкой на Кавказ, на которой писатель томится по уходящим друзьям, где каждый бой собой представляет настоящее зло.

«Тревоги дикие войны» обязаны волновать только солдат, которые находятся на страже страны, и их основная цель — сделать все что можно, чтобы мирное население не столкнулось с ужасами смерти, особенно девушки, поскольку «других тревог довольно есть».

Главная мысль

С одной стороны, идея произведения — контрастное сопоставление пылкого чувства к любимой и жара войны. С другой — послание, писатель уверен, что не нужно войны.

Лермонтов этим стихотворением отчитывается перед возлюбленной и непосредственно перед собой в совершенных действиях. Вероятней ему нужно быть настойчивей, чтобы достучаться до сердца Варвары, быть более решительным, как во время битвы при Валерике, и в этом случае его ждало бы счастье. Это основная мысль его размышлений. Но через этот стих и биографию писателя читатель понимает, что совершенно не все время жизнь бывает справедлива.

Послание возлюбленной

Средства художественной выразительности стихотворения можно охарактеризовать следующими цитатами:

  • метафоры: «в струе потока», «река смерти»,
  • эпитеты: «лукавый темный взгляд», «кровь стекала струей дымной по камням», «ожидать любви заочной», «сверкал главой остроконечной»,
  • риторические проблемы: «Жалкий человек… один воюет он — зачем?», «Не лучше закончить жизни путь и беспробудным сном уснуть с мечтой о близком пробужденье?».

Все художественные приемы в этом стихотворении создают уникальный колорит, а образ природы как бы переносит читателей на Кавказ.

Можно увидеть диалоги обычных солдат, соратников, их мгновенную реакцию на случившееся. Военная музыка, громыхание барабанов, боевые выкрики казаков показывают сплоченность русской армии, ее цель на победу, на уничтожение своего противника.

Произведение «Валерик» очень выраженное, живое и яркое, оно воспевает настоящую любовь, искренность и смелость в сражении. Читатель осознает, что герой не боится смерти в этой битве, но его воспоминания о когда-то сильно любимой им девушке является единственным спасением.

И хоть Лермонтов и написал: «Душою мы друг другу чужды», все же неспроста он посвятил возлюбленной такое длинное и искреннее письмо. Вероятно, такое подробное описание войны в действительности является только маской, которая лишь прикрытие для настоящих, не погибших чувств в душе писателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: