Направления развития речи

Развитие речи дошкольников должно вестись по многим направлениям. Давайте их обозначим.

  1. Формирование правильного речевого дыхания – для кого-то этот этап может показаться непонятным или несерьёзным, но он очень важен. Ведь если у ребёнка слабая рассеянная воздушная струя, то все звуки его речи будут звучать смазано и тихо. Как формируют сильную правильную направленную воздушную струю? Используя всевозможное дутьё. Дуть можно на всё что угодно: мыльные пузыри, кораблики, свечки. Сначала просто дуйте, а если у ребёнка получается хорошо, то следует усложнить задание и дуть на высунутый язычок. «Ветерок» – воздушная струя должна  идти по «канавке» – прямо по середине языка, не рассеиваясь по сторонам. Добившись такого выдоха – вы автоматически улучшите качество звуков вашего ребёнка.
  2. Развитие артикуляторного аппарата, постановка звуков. Этой стороной речи должен заниматься логопед. Но родители могут оказать существенную помощь, показывая пример чёткой медленной выразительной речи, знакомя ребёнка с устройством артикуляционного аппарата и выполняя зарядку для языка. Упражнения для языка должен подбирать логопед, ведь бывают прямо противоположные движения – какие из них выполнять – вы сами можете и не определить. Также, большая работа ложиться на родителей при автоматизации звуков в словах. Читайте статью “Семь идей для автоматизации звуков речи.”
  3. Развитие фонематического звука. Это направление логопедической работы часто остаётся незаметной, проходит за кадром. А тем не менее, нарушения фонематического слуха определяет такое множество ошибок устной и письменной речи, что уделять ему внимание – архиважно. Нарушения фонематического слуха у детей проявляется в замене одних звуков другими, пропуске звуков и слогов, неправильном употреблении окончаний и предлогов, множественных ошибках письменной речи.
  4. Развитие мелкой моторики самым непосредственным образом связано с развитием речи. Если качество речи вашего ребёнка вас не устраивает – без пальчиковых упражнений вам не обойтись.
  5. Усвоение грамматического строя речи. Правилами изменения слов, как и всеми другими сторонами речевой деятельности, ребёнок должен в норме овладеть в  практике речевого общения. Но дети с задержкой и нарушением речевого развития нуждаются в особо тщательной работе над аграмматизмами. Помочь ребёнку усвоить грамматические нормы языка можно путём «показа» достаточно большого количества правильно измененных слов по аналогии. Например, в игре «Чего не стало?» надо подобрать слова с одинаковыми окончаниями для формирования данной грамматической формы:  нет столов, домов, слонов.
  6. Словарный запас. Чем богаче словарь ребёнка, тем точнее и полнее он сможет выразить свои мысли в устной речи, а в дальнейшем лучше понимать прочитанный текст и овладевать письменной речью. Полезная игра по развитию словарного запаса: “Слово дня”.

7.  Развитие связной речи подразумевает под собой свободное общение, выражение своих мыслей в форме полных предложений, умение описать предмет, пересказать знакомую сказку, мультфильм, поддержать диалог со сверстниками и взрослыми

Метки:

Автор: Казачук Наталия

Новости, Развитие речи

Буду благодарна, если вы поделитесь этой статьей с друзьями:

Нет комментариев

Оставить комментарий или два

Имя *

Почта *

Сайт

Besucherzahler looking for love and marriage with russian brides