Анализ стихотворения Пушкина «Бесы», тема и идея произведения

Перу знаменитых русских поэтов принадлежат множество прекрасных стихов, часть которых легла в основу школьной программы. Одно из них — «Бесы» Пушкина. Анализ стихотворения по плану рассматривает все, что важно знать ученикам о произведении. Его содержание основано на фольклорных мотивах и отражает настроение молодого автора в период Болдинской осени. Разбор текста можно использовать при подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Бесы анализ стихотворения пушкина

История написания

К созданию стихотворения поэта подтолкнули события 1830 года. Весной он посватался к Наталье Гончаровой, получив согласие девушки и ее родителей. Свадьба откладывалась по ряду причин. Нужно было подготовить приданое, без которого Наталью не желали отпускать замуж. Затем неожиданно скончался дядя поэта, и он был вынужден отправиться в Болдино для решения наследственных вопросов.

Прибыв в имение 3 сентября, Александр Сергеевич планировал быстро закончить дела и вернуться к невесте. Однако эпидемия холеры вмешалась в его планы. Будучи на карантине, поэт испытывал целую гамму чувств. С одной стороны, он был раздражен и встревожен. С другой — рад, что может уединиться и использовать самое любимое время года для творчества.

 анализ бесы пушкин

Впоследствии осень 1830 года в творчестве поэта будет названа Болдинской. Время особого лирического вдохновения позволило пополнить русскую литературу выдающимися произведениями поэта. Оставаясь на карантине в течение 3 месяцев, Пушкин отдался творческому порыву. Положило начало Болдинской осени стихотворение под названием «Бесы».

К написанию произведения Александр Сергеевич приступил 7 сентября, и закончил его в этот же день. На листе с текстом он сделал приписку, что эти строки — «шалость», игра его лирического воображения.

Тема, композиция и жанр

Используя в стихотворении мистические образы, Александр Сергеевич делает его похожим на лирическую балладу. Перед читателями предстает классическая картина путешествия в буран, во время которого путники заплутали. Их водят нечистые духи, вдохновленные разгулом стихии. Выразитель мысли о бесах — ямщик, представитель простого народа. Этот момент вносит в историю элементы фольклора.

 анализ стихотворения бесы пушкин

Более глубокий анализ Пушкина «Бесы» дает возможность правильно понять тему произведения, в котором автор раскрывает тяжелое положение простых людей. В образе ямщика перед читателями предстает русский народ. Он первым догадывается, что путников пытаются сбить с дороги нечистые духи. Бесы отождествляются с дворянами, высокопоставленными лицами, знатью. Они водят людей по кругу, ограничивают их возможности, становятся препятствием на пути к счастью и развитию талантов.

По жанру произведение можно отнести к балладе. По роду литературы — к лирике. Следовательно, это баллада с философскими элементами. Композиция произведения трехчастная.

В каждой части сюжет закольцовывают повторяющиеся фрагменты:

  1. Первая часть описывает ненастную зимнюю ночь, проведенную лирическим героем в дороге. По мнению ямщика, буря вызвана бесами, которые кружат над путниками, желают сбить их с пути.
  2. Тревога усиливается во второй части, где воображение лирического героя рисует ему бесплотных духов, кружащихся в танце вокруг экипажа с лошадьми.
  3. В третьем эпизоде раскрывается символический смысл стихотворения. Путник отстраняется от бесов, не желает играть в их игры и с тревогой воспринимает бурю. Точно так же и Пушкин в свое время отстранился от власть имущих, хотя и принадлежал по праву рождения к привилегированному сословию. Это главная мысль произведения, и она выражается через переживания лирического героя.

Средства выразительности

Придавая произведению черты баллады, автор использует выразительные приемы. Повторения «вьюга злится, вьюга плачет» и звук колокольчика нагнетают обстановку и наводят на тревожные раздумья. Чувство беспокойства и сопереживания путникам у читателей вызывают:

Бесы анализ

  1. Эпитеты. «Во тьме пустой», «беспредельная вышина», «снег летучий».
  2. Разговорная лексика. Понеслися, собралися.
  3. Лексический повтор. «Страшно, страшно поневоле…», «еду, еду в чистом поле…».
  4. Олицетворения. Природа у поэта — сообщница нечистых духов («мчатся тучи», «вьюга плачет»).
  5. Сравнения. «Там сверкнул он искрой малой», «закружились бесы… словно листья в ноябре…».
  6. Аллегории. Иносказательно описывая бесправное положение народа, автор говорит о его смятении, страхе, невозможности найти верный путь. Бесы водят по кругу, усложняют жизнь, лишают прав на счастье и свободу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: