А.Н. Островский в своих произведениях поднимает множество социальных вопросов, стоящих перед обществом. Это проблемы патриархальных устоев в купеческой среде, власти, человеческого самоопределения и любви. Образ Тихона в «Грозе» дает читателю возможность увидеть последствия деспотического воспитания в семье, то, как властный характер матери и общество превратили его в жалкого и забитого раба жизненных обстоятельств.
Добролюбов о муже Катерины
Добролюбов еще в статье «Темное царство» раскрыл всю опасность тяжелого домашнего произвола и нравственного растления. Особенно ему неприятны слабые, безвольные люди, смирившиеся с грубыми обстоятельствами. По его словам, с самодурством можно было справиться, если бы за это взялись честные люди. Но только вся беда в том, что под его влиянием «самые честные люди мельчают и истомляются в рабской бездеятельности».
Характеристика Тихона из пьесы «Гроза» отдельно критиком не выделена, но его образ отчетливо вырисовывается в связи с анализом характеров других персонажей. Катерина согласилась выйти замуж за Тихона потому, что на тот момент никого не любила, и ей было все равно. Особых оснований для сопротивления не было: охоты для замужества не испытывала и отвращения тоже. Она пробовала «сроднить с ним свою душу», полюбить его, но между их взаимоотношениями встала мать, которая всячески противилась этому.
В сцене перед отъездом Тихона молодая женщина хочет «сделать себе милым своего мужа». Зритель видит, что Катя хочет проводить его по-настоящему. Тихон еще может сохранить любовь Катерины, но Кабаниха начинает вести серию очередных истязаний, которые отталкивают первое чувство молодой невестки. Тихон ведет себя бесхарактерно и пошловато, не смеет ничего сказать в ответ на нападки матери. Он представляет собой жалкого типа, который, казалось бы, вреда никому не приносит.
Но по мнению Добролюбова, он столь же вреден для общества, как и самодуры, потому что прислуживает им. Сам по себе Тихон любит жену и даже готов многое для нее сделать, но воспитание и гнет так его изуродовали, что в нем нормального человеческого «чувства развиться не может». Он все время идет против себя, являясь «покорным орудием матери».
Характеристика Тихона
По сценарию пьесы, Тихон Иванович Кабанов — один из главных героев, сын Марфы Игнатьевны Кабановой (окружающие ее чаще называют Кабанихой) и муж Катерины. Но ни в том, ни в другом качестве он себя по-настоящему не проявил. Тихон вобрал в себя все черты инфантильного человека. Образ его представлен зрителю через отношение к матери и жене.
Он слишком слабохарактерен, чтобы иметь свое мнение, поэтому не вызывает даже простой человеческой жалости:
- Он боится слово сказать поперек матери, которая домашних заела поедом.
- И хотя он говорит Катерине, чтобы она не обращала внимания на ее слова, защитить жену от деспотичной свекрови не может.
Вначале дети пишут мини-сочинение по одному из героев. Потом кратко проводится беседа по цитатному плану. Задаются вопросы: какая цитата больше всего соответствует такой черте характера, как безволие и отсутствие собственного мнения? («…Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!..»), как реагирует сын в ответ на оскорбления его жены? Как может закончиться жизнь мужа Катерины?
Полезные статьи по пьесе Гроза:
- Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
- Конфликт поколений в пьесе А. Островского «Гроза»
- Противостояние отцов и детей в пьесе Островского «Гроза»
- Пример сочинения на тему «Проблематика пьесы Островского «Гроза»»
- Жизнь Катерины в родительском доме в пьесе Островского «Гроза»
- Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
- Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
- Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
- Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
- Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
- Сочинение о последнем свидании Катерины и Бориса
- Характеристика Бориса в пьесе Островского «Гроза»
- Образы самодуров в пьесе Островского «Гроза»
- Образ затерянного города в драме Островского «Гроза»
- Анализ душевной драмы Катерины в пьесе Островского «Гроза»