Роман о приключениях Григория Печорина — великолепный пример русского социально-психологического произведения, созданный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым за год до его смерти и ставший классикой отечественной и мировой литературы. Чтобы понять смысл названия «Герой нашего времени» и оценить его влияние на целую эпоху, следует ознакомиться с историей написания.
История создания
30-е годы девятнадцатого века в Российской империи прошли под эгидой жесточайшей политики Николая Первого, направленной на истребление последствий декабристского восстания 1825 года. Страна находилась в тяжелейшей социальной стагнации, приведшей к появлению целого класса молодых представителей общества, лишенных права голоса и не сумевших найти применение талантам.
Как и другие писатели того времени, Лермонтов остро реагировал на сложившуюся ситуацию. Он задумал создать произведение, способное обозначить конфликт прогрессивной личности, деградировавшей из-за отсутствия возможности развития. Работа над книгой велась в течение двух лет, в период между 1838 и 1840 годом.
Смысл названия романа «Герой нашего времени» стал причиной многочисленных споров среди представителей культуры. Общественность не одобряла идею автора, желавшего продемонстрировать собирательный портрет человека целой эпохи, и даже обвиняла его в плагиате.
Главным аргументом, подтверждающим силу таких нападок, было существование «Исповеди сына века» — романа А. Мюссе, изданного в 1836 году. Темой этого произведения была меланхолия, поразившая умы французов, тяжело переживавших последствия разрушительных наполеоновских кампаний.
Несмотря на общие черты двух романов, их сюжеты не пересекаются. Главный герой «Исповеди сына века», ищущий любви и утешения, не имеет сходства с Печориным, сознательно избегающим выражения чувств, поэтому объяснить сравнение книг можно лишь общностью их основного посыла.
В защиту Лермонтова говорит и тот факт, что идея написания романа, обличающего пороки общества, пришла к нему еще в 1833 году, когда автор трудился над созданием «Княгини Лиговской». В так и не оконченном сочинении рассказывается о трагической любви офицера гвардии Григория Печорина, поэтому «Княгиня Лиговская» стала своеобразной предысторией для великого произведения литератора.
Роман выходил в печать поэтапно, по мере создания законченных глав. Первыми на страницах журнала «Отечественные записки» появились:
- «Бэла» (1838),
- «Фаталист» (1839),
- «Тамань» (1840).
Лермонтов искренне верил, что царское самодержавие и самодурство вкупе с сильнейшей цензурой лишает русских дворян самого ценного качества — достоинства. Результатом такого подхода становится постепенное, но неуклонное перерождение благородного человека в обывателя, не имеющего никаких идеалов и восприимчивого ко всевозможным слабостям и порокам, развращающим душу.
Яркая иллюстрация такой печальной трансформации — лермонтовский Григорий Александрович Печорин, офицер царской армии, прибывший на службу в Пятигорск из Санкт-Петербурга. По сюжету романа его прошлое окутано тайной, однако вскользь упоминается, что кавказское путешествие стало для него ссылкой из-за неприятных похождений в столице. В первых главах герою 23 года, в завершающих частях — 28 лет.
Новаторский персонаж
Эпоха, в которую творил Михаил Юрьевич Лермонтов, породила образ такого литературного героя, как «лишний человек». В нем собраны и усилены все специфические качества молодых людей, живших в последекабристский период отечественной истории.
Григорий Печорин — классический представитель этого типа, отчужденный от дворянства, ненавидящий царскую власть и чиновничество, лишенный перспективы, вынужденный посвятить жизнь военной службе. Он часто вспоминает о «бесцветной» молодости, что может означать, что с ранних лет он страдал от неприятия его личности миром. Единственным утешением героя становятся опасные праздные развлечения.
Общими чертами для всех «лишних людей», встречающихся в произведениях М. Лермонтова, А. Пушкина, И. Тургенева, А. Писемского, И. Гончарова считаются:
- душевная усталость,
- эгоцентричность,
- саморазрушительное поведение,
- холодность и расчетливость,
- скептическое отношение к окружающей действительности,
- общественная пассивность.
Образ Печорина спорен и противоречив. Герой обладает чувственной и возвышенной натурой, но находится в плену эгоистичных помыслов. Страдает от собственного индивидуализма и превосходства, но не желает становиться проще и лучше. Общество считает его названым братом порока.
В последующих частях повествование ведется самим главным героем, рассказывающим о своих похождениях и переживаниях в дневнике. Благодаря этим записям автор добавляет новые черты к уже сложившемуся образу персонажа. Чем больше становится известно о Печорине, тем глубже проявляется трагедия растраты его потенциала и масштаб разрушительных последствий от его действий.
Повествование от лица нескольких рассказчиков позволяет дать объективную оценку центральному персонажу, ярче раскрыть его личность и пролить свет на его внутреннее отношение к происходящему. Разрозненный порядок глав только подчеркивает противоречивость Печорина и общую несвязность его жизни, лишенную смысла и какой-либо цели.
Жанр произведения определяют как социально-психологический роман, однако каждая из его частей обладает дополнительными признаками. К примеру, в «Бэле» содержатся черты путевого очерка и кавказской новеллы, а «Тамань» и «Княжна Мери» — дневниковая форма повествования.
Заглавие бессмертного романа М. Ю. Лермонтова давно стало фразеологизмом, используемым для описания людей, обладающих большим потенциалом, но не умеющих реализовать себя и принести пользу обществу. Несмотря на то что эта книга создавалась в ответ на события, происходившие два века назад, суть произведения по-прежнему не теряет актуальности.