Монополии принимают разные формы. Их конечная цель — увеличить прибыль настолько, насколько это возможно. Синдикат в экономике занимает не менее важную роль, чем картель или концерн, но уступает более эффективным решениям, например, конгломерату. Он обладает уникальными признаками, историей появления и развития.
Определение синдиката
Если на рынке нет конкуренции, то самый лёгкий способ увеличить прибыль — это создание монополии. У неё есть несколько форм:
- картель,
- синдикат,
- трест,
- концерн,
- конгломерат.
Чтобы было проще понять, что такое концерн, лучше сразу привести пример. Допустим, существует несколько компаний, где у каждой есть небольшое количество покупателей и скромное производство. Расшириться они не могут, потому что поставщики завышают цены на сырьё, а конкуренты из крупных компаний активно вытесняют с рынка. Чтобы в таких условиях поднять эффективность бизнеса, понадобятся огромные вложения.
В головы хозяевам бизнеса приходит следующая идея: синдикат в экономике, кратко — это объединение в союз, где сырьё закупается сразу для всех, огромным оптом, таким образом, сбивая его стоимость, а сбыт произведённого товара осуществляется через одну контору сбыта. Последнее необходимо, чтобы участники синдиката не конкурировали между собой, а объём товара был таким большим, что можно было завышать на него цену.
Во всём этом есть важный момент.
Такое полезное свойство имеет обратную сторону. Это актуально в условиях кризиса, но в обычное время только вредит. Любая монополия вызывает следующие проблемы для свободного рынка:
- нет конкуренции сбыта, а значит, что нет никакого смысла улучшать производство, вкладывая в него деньги, привлекая современные технологии,
- регулировка цен не означает только хорошее, ведь монополисты могут повышать стоимость товаров, даже если качество продукции остаётся прежним,
- любые налоги и ограничения ослабляют всех, но огромные синдикаты могут себе позволить подобное, а малый и средний бизнес всё время балансируют на грани развала.
Большинство стран не одобряют монополизацию рынка. Это облагается огромными налогами и ограничениями, а кое-где просто запрещено на законодательном уровне.
Альтернативные объединения
Понятное дело, что многим бизнесам хотелось бы объединиться, чтобы быстро прийти к процветанию. Но если говорить про РФ, то подобные структуры в стране существовать не могут. Требуется хоть какая-нибудь альтернатива, и она есть.
Коммерческие интересы защищать у нас некому, но если кого-то притесняют в профессиональной области, то он может вступить или создать ассоциацию (союз).
Эта возможность прописана в Гражданском кодексе. Участники союза смогут координировать свою предпринимательскую деятельность, защищать свои имущественные интересы. Получается, что ассоциация защищает права своих членов, но не вмешивается в торговлю.