Католицизм — самая многочисленная фракция христианства, признающая первенство Римского епископа ( Папы Римского ) над всей Церковью и догмат о непогрешимости Папы Римского . Термин также означает общие принципы веры и религиозной жизни, на которые ссылается католическая церковь.
Слово «католицизм» происходит от греческого прилагательного ( katholik ), но также: — [kata — holos], что означает: в целом (все, универсально) «католик» будет означать: «весь», «универсально» , Термин «католицизм» использовался отцами Церкви во времена Антиохии Игнатия около 115 года: «Там, где Иисус Христос, есть универсальная Церковь» ( Письмо верующим Церкви в Смирне 8, 2) »(ср. ССС 830). Совет Константинополя I (381) в исповедании веры признал, что это слово описывает одну из четырех основных черт церковного сообщества как «единую, святую, универсальную (католическую) и апостольскую». Совет использовал слово «универсальный» в разговорном смысле слова. Вот как Совет понимал Церковь — как относящийся ко всему миру, как «универсальный», что означает «целый» или «полный» . В этом смысле термин «католик» также относится к православным или англиканским церквям.
Как отметил Анри де Любач, с 4-го века слово «католик» было практически синонимом слова «ортодоксальный», хотя оно не потеряло своего существенного значения универсальности. когда Августин говорит: «Vera catholica membra Christi» ( истинные католические члены Христа ), термин «католик» использует эквивалент слова «православный», но этот термин встречается только в прилагательном виде и поддерживает связь с понятием универсальности ( Божье государство) ».
После разделения христианства на восточное и западное в 1054 году восточные церкви стали определять себя как «православные», тогда как западная церковь оставалась под термином «католическая церковь».
После Реформации в 16-м веке имя «католик» все чаще использовалось в качестве противопоставления прилагательному «протестант». Как отметил Анри де Любак С.Дж., слово «католик» приобрело значение частности в разговорном мышлении — совершенно противоположное его первоначальному значению:
Вместо того, чтобы напоминать не только о бдительной ортодоксальности, но и о расцвете христианства и полноте христианского духа, он стал для некоторых символом некоторого запаса и укрепления. Для них исповедание католицизма было недоверчивым и оборонительным по отношению ко всему, «изобилующему» конкретизму.
Термин «римлянин» был добавлен, чтобы подчеркнуть верность римскому понтифику . Несмотря на это разговорный смысл, католическая церковь в своем учении не перестала признавать универсальность в качестве основного значения католического имени. Катехизис католической церкви говорит об этом:
Церковь универсальна в двойственном смысле: Церковь универсальна, потому что в ней присутствует Христос. «Где Иисус Христос, там и вселенская Церковь» / Святой Игнатий Антиохийский. В результате возникает полнота Тела Христова, соединенного с Главой (Еф. 1: 22-23). Церковь получает от него «полное средство спасения» (Ватиканский Собор ), которое он хотел дать ему: правильная и полная профессия веры, целостная сакраментальная жизнь, рукоположенное служение в апостольской преемственности. В этом фундаментальном значении Церковь уже была универсальной.
Поэтому, говоря о католицизме, нужно учитывать эти два аспекта: во-первых, его универсальную миссию, которая исторически может быть получена от Иисуса Христа и Апостолов (ср. Мф 28:19). Во-вторых, его особое значение как одного из многих христианских конфессий — значение, которое на протяжении веков попало в рамки католического слова.
С точки зрения религии, термин «католицизм» относится к многочисленным христианским общинам, придерживающимся одной и той же доктрины, в то время как «католическая церковь» (или римский католицизм) относится к одной конфессиональной организации под властью Папы Римского.
Из-за того, что Римско-католическая церковь намного превосходит другие католические церкви, по общему мнению, она часто ошибочно отождествляется с католицизмом в целом.